Почему большой расход дизельного масла?
Почему большой расход моторного масла в двигателе автомобиля?
Многие водители-профессионалы и автолюбители не раз задавались вопросом, почему у меня даже на новом автомобиле происходит большой расход моторного масла в двигателе автомобиля?
Вот настала пора профессионально подойти к этому вопросу и рассмотреть его со всех сторон.
1. Выбирать моторное масло, для своего автомобиля исходя из рекомендаций завода изготовителя, которые основываются на общепризнанной классификации моторных масел SAE- (Общество автомобильных инженеров):
Классификация моторных масел по SAE
Одним из основных свойств моторных масел является вязкость, которая изменяется в зависимости от температуры, разделяясь на следующие классы:
· Зимние – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
· Летние – 20, 30, 40, 50, 60;
· Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, например, 0W-30, 5W-30, 5W-40, 10W-30.
Класс по SAE |
Низкотемпературная вязкость |
Высокотемпературная вязкость |
|||
Проворачивание |
Прокачиваемость |
Вязкость, мм2/с, при 100 °С |
Минимальная вязкость, мПа*с, при 150 °С и скорости сдвига 106 с-1 |
||
Максимальная вязкость, мПа*с |
Min |
Max |
|||
0W |
6200 при -35 °С |
60000 при -40 °С |
3.8 |
— |
— |
5W |
6600 при -30 °С |
60000 при -35 °С |
3.8 |
— |
— |
10W |
7000 при -25 °С |
60000 при -30 °С |
4.1 |
— |
— |
15W |
7000 при -20 °С |
60000 при -25 °С |
5.6 |
— |
— |
20W |
9500 при -15 °С |
60000 при -20 °С |
5.6 |
— |
— |
25W |
13000 при -10 °С |
60000 при -15 °С |
9.3 |
— |
— |
От показателя вязкости зависит, в каком температурном режиме его нужно применять. Показатели вязкости влияют на запуск мотора, надежно защищая его детали от перегрева. Поэтому все они делятся на летнее, зимнее и всесезонное.
Летнее моторное должно быть достаточно густым, чтобы обеспечить сохранность мотора машины во время работы при повышенной температуре. Нежелательно применять подобное автомобильное масло, если мотор эксплуатируется в зимнее время, при морозе. Такому режиму соответствуют различные минеральные и синтетические смазки.
Зимнее отличается текучестью благодаря снижению показателя густоты. Такое масло легко движется по каналам, обеспечивая необходимую смазку и пуск двигателя в зимний период, обеспечивая проворачивание деталей и прокачиваемость. Температурный предел прокачиваемости определяет минимальную температуру, при которой насос способен подавать масло к деталям двигателя, не допуская сухого трения между ними.
Всесезонные масла должны удовлетворять требованиям, которые определены для соответствующих классов зимних и летних масел, входящих в обозначение.
Подбор подходящей вязкости масла зависит и от срока эксплуатации двигателя автомобиля.
Ниже приведем основные рекомендации:
– для двигателя легкового автомобиля срок эксплуатации считается 500 000 км пробега;
– для двигателя грузового автомобиля срок эксплуатации считается 1000 000 км пробега;
Эти данные приведены с учетом правильной эксплуатации автомобиля согласно требованиям завода производителя.
Если пробег автомобиля еще не достиг 25% от планового ресурса (установка нового мотора), то лучшим выбором будут масла классов:
– для легкового автомобиля зимой SAE 0W30, летом или круглогодично SAE 5W30;
– для грузового автомобиля зимой SAE 10W30, летом SAE 15W40 или круглогодично SAE 10W30.
При пробеге 25-75% от планово ресурса рекомендуется:
– для легкового автомобиля зимой SAE 5W30; летом или круглогодично SAE 5W40;
– для грузового автомобиля зимой SAE 10W30; летом SAE 15W40, 10W40 или круглогодично SAE 10W30.
При пробеге больше 75% от планово ресурса рекомендуется:
– для легкового автомобиля зимой SAE 5W40; летом SAE 20W40 или круглогодично SAE 5W40;
– для грузового автомобиля зимой SAE 10W40; летом SAE 15W40 или круглогодично SAE 10W40.
2. Выбирать моторное масло, для автомобиля исходя из характеристик масла общепризнанной классификации моторных масел API – Американский институт нефти и ACEA – Ассоциация европейских производителей автомобилей.
Классификация моторных масел по API
Основными показателями масел в соответствии с классификацией API являются: тип двигателя и режим его работы, эксплуатационные свойства и условия применения, год выпуска. Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:
· Категория «S» (Service) – масла, предназначенные для 4-тактных бензиновых двигателей;
· Категория «C» (Commercial) – масла для дизельных двигателей автотранспорта, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.
В обозначение класса масла входят две буквы: первая – категория (S или C), вторая – уровень эксплуатационных свойств.
В настоящее время категория S состоит из 12 классов моторных масел – SA, SB, SC, SD, SE, CF, CG, SH, SJ, SL, SM, SN.
Год введения в действие |
1930 |
1964 |
1968 |
1972 |
1980 |
1989 |
1994 |
1997 |
2001 |
2004 |
2010 |
|
Класс масла |
SA |
SB |
SC |
SD |
SE |
SF |
SG |
SH |
SJ |
SL |
SM |
SN |
Данная схема показывает, что масла высшего порядка (например SL) можно использовать вместо масел низшего порядка (например SJ), т.е. в двигателях старых автомобилей, в то время как использование масел низшего порядка категорически запрещено использовать в замен масел высшего порядка, которые предназначены для двигателей новых автомобилей.
В категорию C входит 14 классов — CA, CB, CC, CD, CD-II, SE, CF, CF-4, CF-2, CG-4, CH-4, CI-4, CI-4 Plus, CJ-4.
Год введения в действие |
1940 |
1949 |
1961 |
1955 |
1972 |
1983 |
1990 |
1994 |
1994 |
1994 |
1998 |
2004 |
2010 |
Класс масла |
CA |
CB |
CC |
CD |
CD-II |
CE |
CF-4 |
CF |
CF-2 |
CG-4 |
CH-4 |
CI-4 |
CJ-4 |
Данная схема также показывает, что масла высшего порядка (например CI-4) можно использовать вместо масел низшего порядка (например CH-4), т.е. в двигателях старых автомобилей, в то время как использование масел низшего порядка категорически запрещено использовать в замен масел высшего порядка, которые предназначены для двигателей новых автомобилей и требуют заливать в них масла имеющие обширный пакет присадок последнего поколения.
Цифры в обозначениях (например, CF-4, CF-2) дают представление о применимости масел в 2-х или 4-тактных двигателях.
Если в обозначении моторного масла указано, например API CI-4/SN, то это обозначает, что для дизельных двигателей масло оптимизировано, а для бензиновых двигателей допускается к использованию.
Класс API |
Эксплуатационные условия |
Категория S |
|
SH |
Масла, предназначенные для бензиновых двигателей легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков. Класс SH предусматривает улучшение показателей класса SG, на смену которому он пришел. |
SJ |
Обеспечивает соответствие требованиям SH, а также вводит дополнительные требования в отношении расхода масла, энергосберегающих свойств и стойкости к образованию отложений при нагреве. |
SL |
Предусматривает улучшение антиокислительных, энергосберегающих и моющих свойств масел. |
SM |
Устанавливает еще более жесткие требования к моторным маслам. |
SN |
Стандарт применяет дополнительные требования к обеспечению энергосберегаемости и износостойкости, а также подразумевает уменьшение износа резино-технических изделий двигателя. Масла класса API SN можно использовать в двигателях, работающих на биотопливе. |
Категория С |
|
CH-4 |
Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. |
CI-4 |
Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает использование масел при содержании в дизельном топливе серы до 0.5%. Обеспечивает увеличение срока эксплуатации двигателей с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Предъявляются дополнительные требования к противоокислительным свойствам, износостойкости, образованию отложений, вспениванию, деградации уплотнительных материалов, потере вязкости при сдвиге. |
CJ-4 |
Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает возможность использования при содержании серы в дизельном топливе до 0.05% по массе. Масла, соответствующие классу CJ-4, особенно эффективно работают в двигателях с сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами нейтрализации отработавших газов. Также они обладают улучшенными антиокислительными свойствами, стабильностью в широком диапазоне температур, стойкостью к образованию отложений. |
Классификация моторных масел по ACEA
Классификация ACEA предусматривает разделение масел на три категории и 12 классов:
· A/B – бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
· C – бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);
· E – тяжелонагруженные дизельные двигатели (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).
Переходим к коммерческой технике, то есть двигателям, стоящим на больших магистральных грузовиках. Почему для них нужно особенное масло и какие типы моторных масел бывают:
E4 – всесезонное масло с отличным контролем чистоты поршней, износа, сажевого загрязнения и стабильными смазывающими свойствами. Рекомендовано для двигателей от Евро 1 до Евро 5 включительно, для работы в жёстких условиях, например, значительно увеличенных пробегах между заменами масла (согласно рекомендациям автопроизводителя). Подходит для дизелей без DPF, некоторых двигателей с системой EGR (повторное сжигание выхлопных газов) и некоторых – с системой SCR (снижение выбросов оксидов азота). В любом случае смотрим рекомендации производителя автомобиля.
E6 – отличается от предыдущего пункта тем, что соответствует стандарту Евро 6, подходит для двигателей с EGR, с сажевыми фильтрами (он же DPF) или без них и с системой SCR. Очень рекомендуется для машин с сажевыми фильтрами, поскольку разработано специально для использования с малосернистым топливом.
E7 – всесезонное масло с эффективным контролем чистоты поршней, полировки гильз цилиндра. Также имеет отличные противоизносные характеристики, нейтрализацию частиц сажи и вязкостную стабильность. Рекомендовано для двигателей с допусками от Евро 1 до Евро 5 включительно, для работы в жёстких условиях, например, увеличенных интервалах между заменами масла (согласно рекомендациям автопроизводителя). Подходит для моторов без DPFа, большинства моторов с EGR и большинства моторов с SCR NOx.
E9 – всесезонное масло с эффективным контролем чистоты поршней и полировки гильз. Также имеет отличные противоизносные характеристики, очень хорошую нейтрализацию частиц сажи и вязкостную стабильность. Рекомендовано для двигателей Евро 1 – Евро 6, для работы в жёстких условиях, например, увеличенных интервалах замены масла. Подходит для машин с сажевыми фильтрами или без них, для большинства двигателей с EGR и SCR. Настоятельно рекомендуется для использования с сажевыми фильтрами, разработано специально для использования с малосернистым топливом.
Обобщая, Е4 и Е7 годятся для машин без DPF, между собой отличаются рекомендациями к использованию с EGR и SCR. В E7 предусмотрено более низкое минимальное TBN (щелочное число), и, соответственно, более низкие нормы чистоты поршней и полировки гильз, поскольку, как правило, более низкое щелочное число означает меньшее количество присадок в масле. На E4 можно дольше ездить до замены при прочих равных условиях (тоже следствие меньшего количества присадок в E7).
E6 и E9 подходят для DPF (сажевых фильтров), как следствие, удовлетворяют стандарту Евро 6. Между собой отличаются возможностью увеличения интервала замены. E6 «значительно увеличивает», E9 просто «увеличивает». Также у E9 более низкие нормы по чистоте поршней и полировке гильз, зато меньше износ вкладышей, колец и подшипников.
Вывод: Таким образом, при выборе моторного масла нужно:
– придерживаться года выпуска автомобиля;
– вязкости масла;
– использовать, в двигателе автомобиля 20-летней давности, масла имеющего классификацию последнего класса и это означает не выбрасывать деньги на ветер, а значительно продлить срок его жизни, т.к. в производстве масла последнего поколения применены пакеты присадок, которые позволяют не только лечить незначительные болезни в двигателе, но и обеспечивать бесперебойную его работу многие годы, соблюдая периоды замены.